РЕЦЕНЗИЯ - ПРИНЦЫ ГОРОДА

Алексей ДУБИНСКИЙ
 
Средний, но крепко сколоченный полицейский триллер с идеально отмеренной дозой действия и монологов. Не Сидней Люмет и далеко не «Секреты Лос-Анджелеса» (1997), ближе, скорее всего, к «Проклятому сезону» (2002) Рона Шелтона, в написании сценария к которому как раз поучаствовали Дэвид Эйер и Джеймс Эллрой. Диспозиция та же – брутальный коп, его хитроватый начальник, знающий, за какие нити этого копа дергать, есть даже новичок-полицейский (там – Скотт Спидман, здесь – Крис Эванс), попадающий под перекрестный огонь интересов своего старшего напарника и его боссов.

Излишнее сходство с «Проклятым сезоном» фильму, скорее всего, не в плюс. Просто так появляется ощущение, что Эйер и его давние соавторы уловили формулу успеха и теперь готовы тиражировать ее из фильма в фильм. Благо, работают они в благодатном жанре – это не прямолинейный боевик, не традиционный детектив. История о коррумпированных полицейских всегда находит отклик у зрителей и критиков, уже хотя бы потому, что исходный психологический конфликт объемней и интересней любого боевика.

Тут, в принципе, можно творить со своим героем, что угодно. Ладлоу беспрерывно опрокидывает в себя один «мерзавчик» за другим, его не обвинишь в чуткости или благородстве, он запутался так, как не позволил бы себе запутаться ни один Гарри Кэллахан, и его принципы далеки от принципов идеалистов, вроде Серпико. В общем, подлецом его не назовешь, но и ангелом тоже; выигрывает Ладлоу в глазах зрителей лишь на фоне своих куда более омерзительных коллег.

Эта ловкая формула позволяет расширять границы жанра и углублять конфликты, можно задавать моральные дилеммы, предлагая нам решать, чью сторону принять – идущих сквозь закон Ладлоу и Уэндера или законопослушного буквоеда Биггса. Эта же формула, еще со времен «Проклятого сезона» лично автора этих строк заставляет печалиться о том, что брутальные блюстители порядка с однозначным знаком «+» остались, похоже, глубоко в 1970-х. Сегодня невозможно показать Грязного Гарри, предварительно не вываляв его в либералистской жиже нравоучений и сомнений.

Так что, неудивительно, что в финале Биггс, сделав выбор в пользу Ладлоу, говорит ему: «Ты нам нужен, Том» – и вот эта самая фраза намеренно звучит двусмысленно, с подтекстом. Мы понимаем, что Том нужен не городу и не жителям, а исключительно для продолжения подковерных интриг в высших полицейских кругах. Сам же он с сомнением, но и надеждой смотрит на родной город, даже не думая выбросить свой полицейский жетон. А ведь так в свое время делали и Грязный Гарри, и Джонни Юта (герой Киану Ривза в боевике «На гребне волны» (1991)). Нет, определенно, таких копов в кино нам будет не хватать.